ВКонтакте
Facebook
Youtube
Отправить сообщение Карта сайта

Новости

ИНТЕРВЬЮ Ольга Балаева: Мы – в одной лодке (БН.ру)

11.03.2010

До сих пор малые и часть средних агентств недвижимости работали по принципу «каждый сам за себя». Но сегодня, на проблемном рынке, они готовы действовать в общих интересах, считает Ольга Балаева, генеральный директор АН «Норд».

– Прошлый год был весьма непростым для риэлторов. Крупные компании, чтобы сократить издержки, уменьшали филиальные сети, отказывались от некоторых направлений работы… У малых фирм нет такой возможности. Как справлялись с проблемами в вашей компании? Что изменилось в работе агентства в связи с недавним кризисом?

– Конечно, мы тоже занимались снижением затрат. Я знаю, что некоторые фирмы начинали снимать более дешевые офисы, сокращали занимаемые площади. Для агентства «Норд» такой проблемы не существовало, так как наш офис находится в собственности, и затраты изначально были скромны. В качестве антикризисных мер мы оптимизировали рекламные расходы и перенесли некоторые проекты на этот год.

– А как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка недвижимости? Оживился ли спрос с началом 2010 года?
– Да. По нашим наблюдениям с февраля на рынке началось некоторое оживление. Правда, активизация сейчас выражается в увеличении количества просмотров объектов. Считаем это сигналом о том, что люди начали планировать какие-то операции с недвижимостью. Сделки тоже идут, но в основном в сегменте жилья эконом-класса. Большая часть сделок проходит с использованием ипотечных кредитов и жилищных субсидий. Это означает, что жилье покупают не с инвестиционной целью, а для решения личных жилищных проблем. В дальнейшем активность может еще возрасти, если условия кредитования будут смягчаться и не случится каких-то существенных потрясений в нашей экономике. Заметного роста цен мы пока не ожидаем.

– По каким объектам сейчас поступает больше всего звонков?
– По самым дешевым в своем сегменте. К однокомнатным и трехкомнатным квартирам интерес почти одинаковый, но только при условии низкой для данной категории жилья цены.

– В нелегкий для рынка период многие крупные фирмы испытали «кризис доверия». Например, их агенты стали проводить «левые» сделки, а кто-то вообще предпочел отправиться в свободное плавание. Как с этим обстоят дела у вас?
– У нас почти нет проблем с «левыми» сделками. В небольшом агентстве (у нас, например, 15 сотрудников) обычно работают единомышленники, которые придерживаются одних и тех же морально-этических норм. Мы – в одной лодке. Все агенты знакомы между собой и честны друг с другом. Поэтому и атмосфера у нас очень теплая и дружеская. Текучесть кадров небольшая, так как люди к нам приходят по рекомендациям и, как правило, остаются надолго.

– Такого не скажешь о крупных компаниях…
– Да, там с этим проблемы. Крупные компании набирают много народа, кто-то потом остается, кто-то уходит. По-настоящему способный риэлтор нередко, наработав клиентуру, покидает агентство и создает свою фирму или становится частным предпринимателем. Его ничто не держит, кроме денег, – ведь межличностные связи в большом коллективе слабее. Иногда агенты уходят в частники по другой причине – они попросту не справляются с планом. Так или иначе, компании приходится набирать и обучать сотрудников снова.

В больших фирмах есть еще одна проблема – бюрократизированный аппарат управления. Там это необходимо. В малой же фирме все вопросы решаются быстрее и более гибко. От этого выигрывают и агенты, и клиенты.

– По-вашему, в каких случаях агенты работают эффективнее – когда они состоят в штате или когда сотрудничают с агентством в качестве индивидуальных предпринимателей?
– Я считаю, что эффективность работы агента не зависит от его юридического статуса. Ведь на уровень заработка он практически не влияет. Есть люди, которые находят себя в этой профессии. И они работают очень хорошо, потому что увлечены. Есть люди, которые любую работу делают хорошо, потому что они так устроены. Это успешные агенты. А есть те, кто не входит в первые две группы, и как бы их ни оформляли, они будут все делать спустя рукава.

– Итак, главные проблемы крупного бизнеса – сложная управляемость и текучка кадров. А какие трудности испытывают сегодня малые фирмы?
– До сих пор малые агентства недвижимости и часть средних компаний действовали по принципу «каждый сам за себя». И это серьезно мешало их развитию. Ведь небольшая фирма не может тратить много средств на обучение сотрудников, ей не выгодно содержать в штате юристов и т. д. Такие затраты выгоднее нести сообща.

– Может ли объединить малые фирмы недавно созданная Санкт-Петербургская палата недвижимости (СПН)?
– Палата недвижимости предусматривает объединение агентств различных форматов: и малых компаний, и средних, и крупных. Но начинаем мы (АН «Норд» – один из учредителей СПН. – Ред.), конечно, с самых актуальных проблем малого бизнеса, так как ими до сих пор никто не занимался. Прежде всего это проблемы оптимизации затрат и методической помощи. Палата задумана как абсолютно доступная по финансовым условиям членства для малых фирм. При этом агентствам будут предоставляться платные сервисные услуги, которыми они пользуются по мере необходимости. Например, юридические услуги, услуги по обслуживанию компьютеров, разработке сайтов и другие. Специалисты будут проверенные, со знаком качества. Кроме того, строчные рекламные объявления об объектах фирмы смогут подавать через рекламное агентство СПН по цене, не зависящей от объема информации. Есть и другие планы, но это тема отдельного, более обстоятельного разговора.

11.03.2010 10:45 | Источник Бюллетень Недвижимости

Автор: Алексей Резенков