Мониторинг законодательства
Федеральное законодательство (декабрь 2010)
13.12.2010
Федеральное законодательство
Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 N 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Внесены изменения в организацию Конституционного Суда РФ и порядок рассмотрения им дел
Из Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской федерации" исключены все нормы, устанавливающие возможность рассмотрения дел не только в едином ("пленарном") заседании Суда, но и в заседаниях его палат, и нормы, регулирующие комплектование палат и организацию их работы.
Установлена возможность разрешения Конституционным Судом РФ отдельных категорий дел без проведения слушаний. Без проведения слушаний Конституционный Суд РФ может разрешать дела о соответствии Конституции РФ перечисленных в законе о Конституционном Суде РФ высших нормативных правовых актов, т.е. федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, не вступивших в силу международных договоров и т.д. (кроме федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, проверять по запросам судов конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлениями Конституционного Суда РФ, сохраняющими силу, либо вытекают из них, а также что оспариваемая заявителем норма, ранее уже признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда РФ, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом РФ неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.
Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если письменное ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ - в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии принятого соответствующим органом нормативного правового акта Конституции РФ, или если ходатайство подано заявителем - в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.
В Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской федерации" внесен и ряд других изменений.
Уточнен порядок подачи в Конституционный Суд РФ запросов о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в т.ч. судебном, - установлено, что граждане вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение их прав законом, примененном в деле, а суды - с запросом о соответствии Конституции РФ закона, подлежащего применению в деле.
Исключена норма, устанавливающая, что вопрос о досрочном освобождении от должности Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда РФ может быть поставлен по инициативе не менее чем пяти судей. Установлено также, что на Председателя Конституционного Суда РФ не распространяется установленный предельный возраст пребывания в должности судьи. Кроме этого, в частности, установлен порядок присвоения судье Конституционного Суда РФ квалификационного класса.
Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 03.11.2010 N 288-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Платные участки автомобильных дорог получили дальнейшую законодательную регламентацию
Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) включено понятие "автомобильная дорога, содержащая платный участок", а также уточнена глава данного Закона, определяющая порядок использования автомобильных дорог, содержащих платные участки. Вместе с тем в настоящее время полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления включают возможность принятия решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования соответственно федерального, регионального (межмуниципального) и местного значения, но не участков этих дорог. С принятием рассматриваемого Федерального закона указанная неопределенность устранена.
Кроме того, согласно изменениям в Закон в единый государственный реестр автомобильных дорог будут вноситься помимо прочих также данные об используемых на платной основе участках автомобильной дороги. Также регламентировано право пользователей в отношении платных участков автомобильных дорог.
Приказ Минрегиона РФ от 30.09.2010 N 438 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2010 N 18837.
Минрегионом РФ утверждена средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам РФ на четвертый квартал 2010 года
Размеры средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья определяются для расчета размеров безвозмездных социальных выплат на приобретение жилых помещений гражданами с привлечением средств федерального бюджета. Установлено, что средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья на 4 квартал 2010 года, в частности, составляет: для Белгородской области - 25 700 рублей, Ленинградской области - 31 800 рублей, Ненецкого автономного округа - 39 350 рублей, Алтайского края - 25 450 рублей, Сахалинской области - 41 250 рублей, г. Санкт-Петербурга - 44 300 рублей, г. Москвы - 73 800 рублей.
Постановление Правительства РФ 12.10.2010 N 812"О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год"
В 2011 году минимальная и максимальная величины пособия по безработице не изменятся
Как и год назад, минимальная величина пособия установлена в размере 850 рублей, а максимальная - в размере 4900 рублей. Ранее размеры величин пособия по безработице были определены Постановлением Правительства РФ от 14.11.2009 N 926.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 709н "О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.10.2010 N 18751.
Уточнен перечень документов, представляемых для назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий (в том числе по беременности и родам, при рождении ребенка, при передаче ребенка на воспитание в семью) установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1012н. Вносимыми в Порядок изменениями предусмотрено, в частности, что в случае, когда назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка осуществляется органами социальной защиты, лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы), обязаны к заявлению о выплате пособия приложить, помимо прочего, копии документов, подтверждающих их статус, а также справку из ФСС РФ о том, что данное лицо не зарегистрировано в фонде в качестве страхователя и не получало пособия при рождении ребенка. Дополнительные требования к документам установлены также в отношении пособий, выплачиваемых родителям детей, родившихся на территории иностранных государств.
Законодательство Санкт-Петербурга
Закон Санкт-Петербурга от 16.11.2010 N 586-140 "О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 27.10.2010)
Вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Согласно изменениям, внесенным в законы Санкт-Петербурга от 04.04.2001 N 282-39 "О Реестре собственности Санкт-Петербурга (Часть I. Недвижимое имущество) и от 07.04.2004 N 215-37 "О Реестре собственности Санкт-Петербурга (Часть 2. Движимое имущество)", теперь предоставление информации из Реестров по объектам учета имущества осуществляется бесплатно.
Закон Санкт-Петербурга от 16.11.2010 N 588-141 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 27.10.2010)
Вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Уточнено, что при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане теперь также предоставляют документы, подтверждающие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди) и(или) на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения).
Необходимость предоставления документов, содержащих сведения о доходах заявителя и членов его семьи, а также о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению, установлена только для граждан, признанных малоимущими по установленным основаниям.
Закон Санкт-Петербурга от 10.11.2010 N 584-136 "О признании утратившим силу Закона Санкт-Петербурга "О порядке оформления земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства или ведения садоводства в собственность гражданина в случае, если документы о собственности на земельный участок по заявлению наследодателя не были оформлены при его жизни" (принят ЗС СПб 27.10.2010) ("Санкт-Петербургский Курьер", N 45, 18-24 ноября, 2010)
Вступает в силу после дня официального опубликования.
Признан утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 10.02.2005 N 44-11 "О порядке оформления земельных участков для индивидуального жилищного, дачного строительства или ведения садоводства в собственность гражданина в случае, если документы о собственности на земельный участок по заявлению наследодателя не были оформлены при его жизни".
Закон Санкт-Петербурга от 10.11.2010 N 563-133 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 20.10.2010) ("Санкт-Петербургские ведомости", N 217, 18.11.2010)
Вступает в силу через 10 дней после дня официального опубликования.
Согласно внесенным изменениям одним из направлений по предупреждению коррупции является разработка и реализация планов (программ) противодействия коррупции, а не целевых программ, как это было ранее.
Предусмотрено, что План (программа) противодействия коррупции в Санкт-Петербурге утверждается правовым актом Правительства Санкт-Петербурга.
Определено, что оно также осуществляет координацию и контроль деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации антикоррупционной политики и выполнение ими указанных планов (программ).
Кроме того, закон дополнен положениями, предусматривающими образование Правительством Санкт-Петербурга Межведомственного совета по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.
Законодательство Ленинградской области
Постановление Правительства Ленинградской области от 27.10.2010 N 281 "О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 29 мая 2007 года N 120 "Об организации розничных рынков и ярмарок на территории Ленинградской области"
В новой редакции изложен Порядок организации ярмарки на территории Ленинградской области, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 29.05.2007 N 120. Теперь он имеет название "Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них на территории Ленинградской области".
В частности, установлено, что ярмарки проводятся на земельных участках, которые включены в утвержденную органом местного самоуправления схему размещения нестационарных объектов.
Определено, что организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, и за 30 календарных дней до даты проведения ярмарки публикует информацию о ней в средствах массовой информации, а также размещает ее на своем сайте в информационно-телекоммуникационной системе Интернет.
Уточнены требования к организации продажи товаров на ярмарках.
Областной закон Ленинградской области от 01.10.2010 N 52-оз "О внесении изменений в статью 6 областного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области" (принят ЗС ЛО 22.09.2010) ("Вести", N 193, 13.10.2010)
Вступает в силу со дня официального опубликования.
Согласно внесенным изменениям Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц, должностных лиц местного самоуправления в том случае, когда заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в административном порядке.
Также уточнено, что Уполномоченный вправе в связи с рассмотрением жалобы требовать своевременного представления письменных объяснений, документов и материалов от органа власти или должностного лица, исключая судей, чье решение или действие (бездействие) обжалуется.
Признаны утратившими силу положения, в соответствии с которыми в случае выявления в процессе рассмотрения жалобы фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный мог обращаться в суд, а также лично либо через своего представителя участвовать в судебном разбирательстве.
Приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 24.09.2010 N 113-п "Об установлении тарифов на товары и услуги открытого акционерного общества "Тепловые сети", оказывающего услуги в сферах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителям Федоровского сельского поселения муниципального образования "Тосненский муниципальный район" Ленинградской области в 2011 году" ("Вести", N 193, 13.10.2010)
Установлены и вводятся в действие с 1 января 2011 года тарифы на товары и услуги открытого акционерного общества "Тепловые сети", оказывающего услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителям Федоровского сельского поселения муниципального образования "Тосненский муниципальный район" Ленинградской области в 2011 году.
Постановление Правительства Ленинградской области от 19.08.2010 N 218 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ленинградской области по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области"
В соответствии с измененями, внесенными в постановления Правительства Ленинградской области от 23.12.2005 N 333 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области, в части обеспечения проезда на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения", от 14.07.2008 N 203 "О социальной поддержке инвалидов по зрению, проживающих в Ленинградской области", а также в Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 22.09.2009 N 293, меры социальной поддержки, ранее предоставляемые в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности, теперь предоставляются в зависимости от группы инвалидности.
Арбитражная практика
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.11.2010 по делу N А56-62225/2009
Придя к выводу о незаключенности договора строительного подряда ввиду недостижения его сторонами соглашения по существенным условиям о предмете договора и сроках выполнения работ, суд необоснованно взыскал с истца в пользу ответчика неосновательное обогащение, составляющее разницу между стоимостью выполненных истцом работ и суммой внесенного ответчиком аванса, поскольку в материалах дела отсутствует исполнительная документация, подтверждающая стоимость фактически выполненных работ.